Упаковка грузов для авиаперевозки

Любая перевозка сопряжена с механическими, климатическими и биологическими воздействиями на груз. Упаковка груза – это не просто его защитная оболочка, которая предохраняет от внешних воздействий. Упаковка (тара) – это то, что делает некий товар, материал, оборудование грузом.
Упаковка структурирует груз, разделяет его на места, определяет его геометрию и физику. Данные, которые определяют саму возможность авиаперевозки грузов, и, в значительной мере, стоимость ее - обусловлены характером, материалом и конструкцией тары. Упаковка и груз – это не частные проявления философских категорий форма и содержание. Упаковка – определяющее свойство груза. Цистерна воды – один груз, ящики с бутылками воды – совсем другой. Рассмотрим те особенности упаковки грузов, которые важны именно при авиаперевозке.

Первый аспект – геометрический. Пролезет ли груз в люк воздушного судна, сможет ли разместиться в грузовом отсеке, специализированном контейнере.

Второй аспект – физический. Груз в процессе полета может наваливаться друг на друга при взлете, посадке, развороте. Наклон пола может изменяться значительно. Силы инерции при разгоне и торможении оказывают деформирующее воздействие на груз. При этом упаковка должна выдержать эти механические нагрузки, в свою очередь, - не испачкать и не деформировать упаковку соседнего груза.

Третий аспект – такелажный. Любой груз необходимо погрузить и выгрузить. Чтобы это сделать, в одних случаях достаточно силы мускул одного человека, в других – необходима целая бригада грузчиков, в третьих – без гидравлического погрузчика не обойтись. Но для того чтобы приложить усилия при погрузке, тара должна иметь специфические элементы – такелажные проушины, выпуски, отверстия. Кроме того, конструкция тары должны выдержать вес груза именно при подъеме/опускании. Расчеты показывают, что упаковка испытывает наибольшие перегрузки именно во время погрузки-разгрузки. Существуют также грузы, которые нельзя наклонять. На упаковку установлены датчики наклона. Во время особенно крутой глиссады датчики могут сработать. Самолет – не поезд, где пол практически все время горизонтален.

Четвертый аспект связан с перевозкой опасных грузов, упаковка которых, как правило, регламентирована. Т.е, некоторые грузы можно перевозить только в мелкой таре, или только в смешанной (например, пластиковые бутылки в ящике).

Пятый аспект – охлажденные и замороженные грузы. Реально, необходимая для перевозки таких продуктов холодовая цепь разрывается. Багажный отсек не имеет холодильной камеры, поэтому подобные грузы перевозят в термобоксах, переложенные хладоэлементами. Это специфический вид упаковки, предназначенный для того, чтобы обеспечить грузу необходимый температурный режим.